Речь у детей
Как формируется речь у детей?
Первые годы жизни малыша являются самыми важными в формировании способности говорить.
Динамика навыков речи на протяжении первых трех лет жизни выглядит так:
- 1 год – 3 – 5 облегченных слов
- 1,5 года – 20 – 30 простых по звуковому составу слов
- 2 года – 100 – 200 слов, простая фразовая речь
- 3 года – 700 слов, развернутые предложения
Что такое первое гуление?
Это отдельные гласные звуки, легкие для произношения. Появляются в возрасте от 1 до 1,5 мес.
Сложное гуление (свирели)
В период от 2 до 3 месяцев к гласным звукам присоединяются согласные, что приводит к формированию сложного гуления (свирелей) к возрасту 4 мес.
Ранний лепет
Обращения мамы к ребенку, содержащие большое количество эмоционально выделенных ударных слогов (например, "Танечка, моя золотая девочка"), во время которых мама целует, гладит ребенка, приводит к тому, что речи сливается в единое звучание. Подражая этим эффектам звучности ребенок воспроизводит их в своих лепетных реакциях.
Формирование слогов и интонационное окрашивание речи ребенка
В норме к 7 – 8,5 месяцам происходит формирование слогов и интонационное окрашивание речи ребенка
Произношение простых слов
В промежутке между возрастом 8,5 и 9,5 месяцев ребенок начинает произносить простые слова. Но их еще нельзя относить к полноценным словам, так как ребенок пока не способен их соотнести с конкретным предметом или человеком.
К 12 месяцам ребенок начинает соотносить слова с определенными предметами или человеком
Лепетные псевдослова (9 – 10 – 12 – 14 месяцев)
При эмоциональном взаимодействии с ребенком мать систематически обращает внимание ребенка на различные предметы окружающего мира и тем самым «метит» их, по выражению А.Н. Леонтьева, своей эмоцией. Ребенок усваивает эмоциональные метки предметов месте с соответствующими им звуковыми формами.
Период перехода от лепета к речи
Это период позднего мелодического лепета (1-2 года).
У ребенка формируется дословесная система коммуникации, которая состоит из протознаков, составляющих основу речи деятельности ребенка в первые два года жизни. Параллельно происходит голосовое развитие ребенка.
Сроки овладения речью у современных детей в сравнении с предыдущими поколениями
По литературным данным, это происходит в более позднем возрасте. Но к пятилетнему возрасту должен дифференцировать все звуки речи.
Есть работы показывающие, что только присутствие взрослого, который постоянно обращается к ребенку и требует обратной реакции, заставляет ребенка овладевать речью.
Фазы развития речи у ребенка
- I фаза. Возраст 1 – 1,5 год. Ребенок начинает активно воспринимать речевую информацию от окружающих людей, накапливать информацию
- II фаза. 2,5 – 3 года. Формирование фазовой речи. В этот период ребенок нуждается в общении, речь становится средством его интеллектуального развития
- III фаза. 5 – 6 лет. В основе этот периода лежит значительно усложняющийся механизм периода внутренней речи во внешнюю
Социальные факторы, влияющие на речевое развитие:
- Восприятие языковой культуры
- Семейная микросреда
- Би – и полилингвизм
- Общество сверстников
- Компьютеризация и использование средств массовой информации
- Воспитание в детских домах, замещающих семьях
Не следует ребенка наказывать за погрешности в речи, передразнивать и раздражаться по этому поводу. Это может привести ребенка к заиканию
Факторы наличия у ребенка гаджетов
По данным ЮНЕСКО, 93% детей 3 – 5 лет проводят с гаджетами намного больше времени, чем общаются с родителями. Одним из последствий этого является отставание в развитии речи. За двадцать лет число нарушений речи возросло более, чем в 6 раз.
Своевременное обращение к врачу поможет избежать глубоких нарушений в развитее речи.
Статья подготовлена врачом-педиатром КДЦ "Томоград" Федновой Викторией Олеговной